Главная » Участники » Nazar » Электроника, самоделки » Схема самодельного электронного стартера "Е 40", 220В вариант, для одной лампы
Схема самодельного электронного стартера "Е 40", 220В вариант, для одной лампы

Схема самодельного электронного стартера "Е 40", 220В вариант, для одной лампы
Конкретно схема одного двух собранных ранее экземпляров: http://fotkidepo.ru/?id=photo:1071266. VD2 - стабилитрон или сапрессор с пробивным напряжением около 200В, вместо VT1 можно становить два отдельных транзистора, только один из них (разумеется тот, чей эмиттер включен прямо к минусовому выводу диодного моста) должен иметь максимально допустимый ток коллектора не менее 1А. Например, подойдут КТ3102Е и КТ961Б, как я сделал в этом экземпляре: http://fotkidepo.ru/?id=photo:1004291. Далее, на месте VS1 будет работать и популярный тиристор MCR 100-8, а также вероятно и PCR406J, который ставят в китайские маломощные диммеры (видел в настольных лампах) и в переключателях для китайских ёлочных гирлянд. Однако следует учесть, что у упомянутых двух тиристоров ток анода 0,8А, поэтому применение MCR 22-8 делает устройство более надежным. У данного тиристора максимально допустимый ток 1,5А, и это при столь малом корпусе :). Применение вышеперечисленных типов тиристоров, но с меньшим допустимым напряжением анода нежелательно. Вместо аж трёх диодов VD3...VD5 можно поставить один, но с таким же падением напряжения. Подойдет какой-то высоковольтный диод, в котором внутри несколько кристаллов. Только нужно конечно же, чтобы он был малогабаритным, если планируется установка схемы в корпус от обыкновенного стартера. В таком случае и оксидные конденсаторы желательны специальных ультраминиатюрных серий, я как раз такие и применил. Схема рассчитана на работу с лампами Т8 мощностью до 30Вт, и Т12 с мощностью до 40Вт. Запуск 36Вт ламп Т8 нестабилен, ибо примененный тиристор не рассчитан на работу в столь жестких условиях - высоковольтные импульсы после его закрытия близко к пиковому напряжению сети повторно его же открывают, не достигая нужной величины. Тут нужен специальный тиристор TN22-1500T, но я установил тот, который удалось найти в радиомагазине. Максимальная же мощность ЛЛ Т12 ограничена максимальным током примененного диодного моста и транзистора. Возможно будет стабильно работать и с 65Вт лампами, но такое не могу проверить по причине отсутствия таковых ЛЛ. Запуск ламп Т5 мощностью даже 13Вт происходит без проблем. Видео зажигания ЛДЦ 40-1 с ранее собранным стартером с транзисторами КТ3102Е и КТ961Б: https://youtu.be/wzWNyKS12eU, а также работа уже собранного стартера по схеме на чертеже с горелой лампой Т5 13Вт: https://youtu.be/VO1akgXL238.
оригинальное фото
  • Просмотров: 4698
  • Рейтинг: голосов еще нет
  • Отзывов: 14

  • Получить код для блога
  • Послать ссылку другу

Комментарии к фотографии
1. pmaximov (17.11.2015 03:12)
Загадочная схема. Не понимаю, как работают тиристорные стартёры. Ведь тиристор может разомкнуться только тогда, когда ток через него будет меньше тока удержания. Поэтому точно на максимуме тока он не разомкнётся. А для получения максимальной ЭДС от дросселя как раз есть смысл размыкать именно на максимуме. В этой схеме, как я понимаю, момент размыкания почти никак не привязан к фазе тока через тиристор. Читал даташит на специальный тиристор для стартёров (возможно, именно на TN22-1500T, не помню), там вроде бы как раз специально ток удержания сделан большим, чтобы тиристор не только при переходе тока через 0 мог закрываться. Но в продаже я этих тиристоров не видел. А в обычных тиристорах, насколько я понимаю, ток удержания как раз стремятся сделать малым, чтобы, например, в тиристорных регуляторах (диммерах) при импульсном управлении тиристором он мог открываться на весь полупериод до конца.
2. Nazar (17.11.2015 19:40)
Тиристор тут как раз постепенно и закрывается все ближе к максимуму тока в цепи благодаря корочению его управляющего электрода на минус диодного моста транзистором в каждом полупериоде напряжения сети. А закрывается он потому, что в его катодную цепь включены три диода, на которых создается небольшое падение напряжения. Так что постепенно амплитуда высоковольтных импульсов нарастает, и лампа зажигается. Если же она неисправна, то тиристор закрывается все ближе к началу каждого полупериода напряжения сети, пока не остается закрытым постоянно. При этом конечно же подогрева катодов уже нету, только протекает небольшой ток через стабилитрон и резистор. После отключения питания схема быстро возвращается в исходное состояние, после повторной подачи напряжения весь процесс вновь повторяется. Про TN22-1500T я читал, тоже не удалось его найти. Но на удивление и обыкновенные тиристоры в такой схеме нормально работают, только не выдают достаточной амплитуды ВВ импульсов для зажигания длинных Т8 ламп.
3. pmaximov (18.11.2015 12:30)
Нет, нет, что-то тут не так... Тиристоры невозможно закрыть, подавая минус на управляющий электрод. Слышал про запираемые тиристоры, но это "необычные" тиристоры. С обычным тиристором управлять можно только его открыванием, а закрывается тиристор сам при его обесточивании (в силовой цепи), в открытом состоянии он на управляющий электрод просто никак не реагирует. Поэтому у меня совсем другое объяснение работы этой схемы, противоположное данному тут http://fotkidepo.ru/?id=photo:1003983. А именно:
1. При включении оба конденсатора разряжены, тиристор закрыт. Постепенно заряжается конденсатор C3 от "верхушек" полупериодов синусоиды, пролезающих через диод VD2.
2. Когда конденсатор C3 зарядится до напряжения открывания тиристора, тиристор начинает открывается в каждом полупериоде сетевого напряжения. По мере его заряда он начинает открываться всё ближе к началу полупериода, а закрывается, как всегда, в конце. При этом прогрев катодов увеличивается. В этот момент в начале очередного полупериода может произойти старт лампы, причём он может оказаться и холодным -- ведь импульсы ЭДС самоиндукции дросселя возникают в конце каждого полупериода, а прогрев катодов нарастает постепенно.
3. Всё это время постепенно заряжается конденсатор C2, и в какой-то момент напряжения на нём оказывается достаточно для открывания составного транзистора. Транзистор открывается и разряжает конденсатор C3. Пока транзистор открыт, тиристор не может открыться, и конденсатор C2 разряжается. Как только транзистор закроется, в начале следующего полупериода конденсатор C3 начинает заряжаться "с нуля", и поэтому тиристор открывается только в самом конце полупериода, и средний ток через спирали очень мал. Но при этом короткими импульсами на диодах в цепи катода тиристора постоянно подзаряжается конденсатор C2, так что приоткрытый транзистор не даёт конденсатору C3 зарядиться - схема переходит в аварийный режим слабого прогрева спиралей. Это, конечно, в случае, если лампа так и не зажглась.
4. Nazar (19.11.2015 01:10)
Да, схема хитрая, я сегодня взял MCR 22-8 и включил последовательно с ним лампу накаливания от источника постоянного тока, выходное напряжение которого примерно 13В (импульсный сетевой блок питания). Ток в цепи анода составил 0,36А. А в катод включил три диода последовательно. В итоге замыканием управляющего вывода на минус источника перед диодами тиристор закрыть не удалось. Да и от другого блока питания его тоже нельзя закрыть, пропуская ток через управляющий электрод и катод в обратном направлении. Странно, но в схеме же он закрывается близко к пиковому напряжению сети! Почему я так думаю - если бы он закрывался в момент наименьшего тока через него, как вы и написали, то не было бы генерации высоковольтного импульса для зажигания лампы, ведь ток через дроссель при этом почти не протекает (тиристор отключается при токе ниже, чем ток удержания). Я ранее замыкал цепь прогрева тиристором, подавая на его управляющий электрод постоянный ток. Так только стоило отключить данный источник, как подогрев катодов тут же пропадал, и лампа не зажигалась.
5. Т800 (19.11.2015 02:17)
Обратным током через УЭ можно закрыть только специальные, запираемые, тринисторы, например, КУ204. Обычный же на такую уловку не поддастся.
6. Igor Zabor (21.11.2015 20:10)
Дык эта схема работает на хреновом коэффициенте мощности дросселя, ведь ток в цепи стартера будет отставать от синусоиды сети, таким образом размыкание тиристора происходит позже прохода через ноль, т.е. амплитуда в сети уже нарастает, но разумеется не достигает максимальной. Дроссель естественно выдает импульс самоиндукции, но с мгновенным напряжением сети он складывается лишь частично, амплитуда сети используется лишь настолько, насколько успела нарасти за время сдвига тока (когда ток через стартер был равен нулю и тиристор закрылся).

Этим объясняется работа стартера не со всеми лампами, как например "более универсального" биметаллического, но с другой стороны если этого достаточно стабильного импульса (момент всегда один и тот-же) достаточно для определенного типа ламп - зачем долбить еще толком не прогретые электроды бОльшим импульсом?
7. pmaximov (22.11.2015 14:56)
Я ранее замыкал цепь прогрева тиристором, подавая на его управляющий электрод постоянный ток. Так только стоило отключить данный источник, как подогрев катодов тут же пропадал, и лампа не зажигалась.
Да, единственное, что приходит в голову - это многократность попыток зажечь лампу в электронном стартёре. А при управлении тиристором постоянным током невозможно было настолько часто (100 раз в секунду) производить размыкания. Какие-то выбросы ЭДС, скорей всего, возникают и при размыкании на минимуме тока (надо попробовать это смоделировать), и происходят попытки зажигания, но одной попытки мало, а промежуток между попытками получался слишком большой.

P.S. Возможно, тут даже тиристор замыкается и размыкается чаще, чем 100 раз в секунду. В момент перехода тока через 0 тиристор закрывается, при этом напряжение сети близко к максимуму, и этот небольшой ток, протекающий через VD2 и R1 заряжает конденсатор C2. Тиристор снова открывается, конденсатор C2 разряжается и тиристор тут же снова закрывается, поскольку ток его анода ещё мал, и так он включается и выключается до тех пор, пока ток анода не поднимется до значения тока удержания. И вот при этих переключениях, наверное, и возникают поджигающие импульсы.
8. pmaximov (25.02.2016 13:16)
Удалось наладить? А то мысль появилась: http://fotkidepo.ru/?id=photo:1123239 :)
P.S. Немного ошибся, хотел этот комментарий приписать к этой фотографии: http://fotkidepo.ru/?id=photo:1114854
9. Nazar (26.02.2016 02:44)
6. Со специальным для электронных стартеров тиристором все должно отлично работать. А ток пусть себе от синусоиды напряжения сети и отстает - размыкание тиристора то начинает происходить постепенно в каждом полупериоде все ближе к его максимуму. Амплитуда импульса самоиндукции может значительно превысить сетевое напряжение, так что сложение с ним несущественно.
8. Нет, далее настройку пока не продолжал.
10. pmaximov (29.02.2016 03:51)
Решил повторить Вашу схему. Вообще-то решил давно, но сегодня сделал первый шаг: купил практически все детали. Не досталось только BC517, но без него пока обойдусь. Уже после покупки пролистал справочные данные тиристоров и понял, что требования к тиристору противоречивые. У него должен быть малый ток управления и большой ток удержания. У TN22-1500 ток управления менее 1.5 мА, а ток удержания не менее 175 мА. У MCR100-8G, как и у MCR22-8 ток управления менее 200 µA, но ток удержания всего 5 мА (максимум). Так что вообще непонятно, как они зажигают лампы. :)
А вот у очень мощного тиристора 25TTS16FP ток удержания в районе 100 мА, но зато ток управления 60 мА. Поэтому приходит в голову соединение двух тиристоров (MCR100 и этого мощного) по схеме, аналогичной схеме Дарлингтона.
11. Nazar (01.03.2016 22:23)
10. Да вот я сам тоже не полностью понял, как схема "умудряется" закрыть тиристор, когда через него протекает ток прогрева катодов. И при этом высоковольтный имульс получается достаточной амплитуды! Собирал схемку на постоянном токе с таким же тиристором, ток через него был примерно равен току прогрева 36Вт лампы, а в катод включал три диода IN4007 последовательно. Потом подключал управляющий электрод тиристора перед диодами - и в итоге он не закрывается. А составной транзистор в схеме стартера все же закрывает его, закорачивая УЭ тиристора на минус диодного моста, если я все правильно понял.
12. pmaximov (11.03.2016 02:37)
Спаял, но пока что-то совсем ничего не получилось. Причём я транзисторы пока вообще не ставил, а конденсатор C2 замкнул нормально замкнутым контактом кнопки. При нажатии кнопки идёт прогрев катодов, но при отпускании зажигания не происходит. Более того, даже от замыкания гнезда стартёра отвёрткой лампа не зажигается, если параллельно контактам стоит этот девайс (точнее, она зажглась один раз из пяти). Подозрение пало на цепь VD2 R1, которая снижает высоковольтный импульс на лампе. Выпаял VD2, подорзрение, кажется, подтвердилось - теперь лампа зажигается от отвёртки. Лампа ЛБУ30 в светильнике ФББ02-30-005.
Стал искать дополнительную информацию в Интернете, и совершенно случайно наткнулся вот на что: http://www.datasheetarchive.com/dl/Datasheets-IS76/DSAH00331039.pdf
Самое интересное, что детали всё те же, но их гораздо меньше! Только не нравится, что через дроссель тут пускают постоянный ток.
P.S. Был также обнаружен новый тип полупроводникового элемента: флуорактор (видимо, по замыслу - главная деталь для запуска флуоресцентной лампы), и единственный представитель этого вида деталей: Y1112L фирмы Bourns.
13. Nazar (13.03.2016 02:39)
12. Извиняюсь за столь запоздалый ответ. Проверьте хорошенько свою схему, у меня при подходящих тиристорах все сразу же работало, проблем с VD2 R1 не было никогда. По ссылке документ интересен, но там схема пропускает ток в однополупериодном режиме, что мне не нравится. Насчет флуорактора - даже не думал, что и такое изготавливают.
14. pmaximov (14.03.2016 00:34)
13. Да вот я тоже что-то сомневаюсь, попробовать ту схему или не стоит, не хочется постоянный ток пускать через дроссель. К тому же ток при этом получится не очень предсказуемый, всё-таки дроссель на такое не рассчитан. Решил TN22-1500 попробовать купить. Кстати, этот флуорактор во многом похож на TN22, только в отличие от TN22 о нём нашлись одни только справочные данные - возможно, массово он и не выпускался.
Ваш комментарий:
Вам необходимо зарегистрироваться и войти на фотогалерею, чтобы иметь возможность оставлять свои комментарии.
Участник: Nazar
Альбомы участника
Тематики галереи

О проектеОбсуждение фотогалереиОбсуждение цифровой фотографии
Политика использования cookieПолитика защиты и обработки персональных данных
Copyright © iXBT.com, 2006-2024 • Разработка: MN
Rambler's Top100 Рейтинг.ru